Междисциплинарное обучение


Необходимость подготовки студентов как специалистов высокого уровня нефтяной и газовой промышленности предопределяет использование “междисциплинарного” или “трансдисциплинарного” обучения.

Термин “трансдисциплинарность” появился во второй половине XX века. В одном из своих значений “трансдисциплинарность” используется как принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных задач. Очевидная целесообразность использования междисциплинарного подхода, позволила считать её одним из основных способов решения проблем XXI века. Об этом свидетельствует “Всемирная Декларация о Высшем образовании XXI века: подходы и практические меры”, в которой говорится о том, что необходимо поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и обучать будущих специалистов, используя этот подход для решения сложных проблем.

В настоящее время классические способы обучения специалистов не дают возможность приблизить учебный процесс к реальным условиям производственной деятельности при решении технических задач. Цель любой образовательной системы состоит в обеспечении соответствия получаемых специалистом знаний с требованиями работодателей. Для современных нефтегазовых компаний требуются специалисты с широким набором технических знаний, умеющие работать и принимать решения в команде.

В РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в рамках государственной инновационной программы был реализован масштабный проект по созданию виртуального промысла – виртуальной среды профессиональной деятельности. В этом проекте был предложен именно такой - междисциплинарный подход к процессу обучения будущих специалистов и магистров.

Основной идеей нового подхода является “погружение” студентов и магистрантов в виртуальную среду, имитирующую работу нефтегазодобывающего предприятия или же проектного института. Виртуальная среда реализуется как система компьютерных тренажеров для специалистов различного профиля, основной акцент которой сделан на взаимодействии этих специалистов при совместном анализе и принятии решений в штатных и нештатных производственных и проектных ситуациях.

В процессе обучения студенты и магистранты получают возможность овладеть не только навыками анализа данных и решения задач своей специальности, но и интеграции полученных результатов с данными других дисциплин; научиться взаимодействию друг с другом; получить чёткое представление о своей роли в реализации проекта в целом.



Центр управления разработкой месторождения представляет собой двухэтажную аудиторию, оснащенную современными техническими средствами, обеспечивающими трехмерную визуализацию геолого-гидродинамических моделей месторождений, конференцсвязь и видеосвязь с реальным промыслом и автоматизированными рабочими местами специалистов. Основная цель работы в ЦУРМ состоит в ситуационном анализе работы промысла, поддержке принятия решений и обеспечении совместного обучения специалистов в ходе реализации междисциплинарных сценариев.

На кафедрах университета созданы автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов, которые представляют собой совокупность современной компьютерной техники и передового программного обеспечения, используемого каждой крупной нефтегазовой компанией или проектной организацией. АРМы объединены в компьютерные классы по 6 - 15 рабочих мест, что позволяет проводить обучение половины академической группы студентов, как это обычно делается на лабораторном практикуме.

ЦОД представляет собой центральное хранилище данных и вычислительные мощности, обеспечивающие функционирование системы управления виртуальным промыслом.

Говоря о виртуальном промысле, как средстве получения знаний и навыков, отдельное внимание следует уделить его методическому наполнению. Аналогично тому, как обучение студентов и магистрантов специальным дисциплинам ведется на основе учебных программ и методических пособий, для междисциплинарного учебного процесса были разработаны сценарии совместного обучения студентов разных специальностей, называемые междисциплинарными сценариями обучения.

К разработке этих сценариев были привлечены преподаватели РГУ нефти и газа и ведущие сторонние компании в области разработки программного обеспечения для проектирования и мониторинга разработки месторождений углеводородов, среди них: Landmark, ГИС-АСУПроект, TimeZYX. Как компаниями, так и преподавателями РГУ нефти и газа были предложены самостоятельные наборы междисциплинарных сценариев обучения.