Проектирование разработки нефтяных месторождений

Целью курса междисциплинарных занятий в области проектирования разработки нефтяных месторождений является обучение взаимодействию большого количества специалистов для решения сложной комплексной задачи - создания единого рационального варианта разработки месторождения. Перед обучаемыми ставится одна общая задача – создание проектной документации на разработку нефтяного месторождения.

На данный момент в сценарии принимают участие следующие специалисты: промысловый геолог, специалист по интерпретации геофизических исследований скважин, специалист по разработке нефтяных месторождений, специалист по проектированию строительства скважин, технолог по добыче нефти, специалист по экономическому анализу.

Общая концепция, положенная в основу сценариев, взята из соответствующих руководящих документов по проектированию, действующих в РФ.

Междисциплинарный курс рассчитан на студентов 4-го и 5-го курсов, когда обучаемые успешно сдали курсы специальных дисциплин.

Сценарий обучения разбит на блоки занятий, такие как "Подсчет запасов", "Расчет технико-экономических показателей вариантов разработки", "Технико-экономическое обоснование вариантов доразработки месторождения", "Обоснование и выбор рекомендуемого варианта разработки".

Для решения поставленных задач обучаемые используют программное обеспечение ведущих мировых и отечественных производителей, такое как: IRAP RMS (Roxar), Камертон (ГЕТЭК), VIP (Landmark), Perform и Subpump (IHS), Autocorr.

  

Блок занятий «Подсчет запасов» выполняется в течение первого семестра, в нем задействованы специалисты по интерпретации геофизических исследований скважин (ГИС) и трехмерному геологическому моделированию месторождения. В качестве исходных данных обучаемым дается пакет первичной геолого-геофизической информации о месторождении, в результате решения поставленных задач на базе АРМ по истечению учебного семестра обучаемые представляют трехмерную геологическую модель месторождения. Это представление модели происходит в ЦУРМ, куда приглашаются специалисты по интерпретации ГИС, по трехмерному геологическому моделированию и по разработке нефтяных месторождений. В ходе этого занятия специалисты по разработке месторождения получают представление о его геологическом строении, решается задача масштабирования трехмерной геологической модели.

Во втором семестре в блоках занятий приближенно представлен процесс создания проектного документа на разработку нефтяного месторождения. Данные блоки занятий являются продолжением блока «Подсчет запасов», при этом задействованы такие специалисты как: специалист по разработке нефтяных месторождений, специалист по проектированию строительства скважин, технолог по добыче нефти, специалист по экономическому анализу.

Занятия начинаются с представления и передачи трехмерной геологической модели, затем на основе данных, необходимых каждому специалисту, подготовленных преподавателями, обучаемые имитируют создание проектного документа на разработку нефтяного месторождения и выполняют следующие виды работ:
- создание трехмерной гидродинамической модели месторождения;
- задание вариантов размещения скважин, из числа ранее проработанных преподавателями;
- обоснование темпа бурения скважин;
- расчет технологических показателей разработки;
- выбор способа эксплуатации скважин и подбор внутрискважинного оборудования;
- расчет экономических показателей по вариантам.


После прохождения междисциплинарного обучения студентам выдаются свидетельства о дополнительном профессиональном образовании. Это свидетельство дает преимущества при поступлении в аспирантуру и магистратур

Реализация разработанного междисциплинарного сценария позволяет студентам и магистрантам не только закрепить полученные фундаментальные, общепрофессиональные, специальные знания и навыки работы в современных программных комплексах, но и понять свою роль в процессе решения сложной комплексной задачи - проектирование разработки нефтяного месторождения. Как правило, пройдя курс лекций и практических занятий, студент или магистрант четко представляет свою профессиональную задачу, введение же междисциплинарного подхода в учебный процесс дает обучаемым четкое представление того, какую роль играет данный специалист в решении общей задачи, проследить всю цепочку создания проектного документа, почувствовать ответственность за принятое решение на своем этапе решения. Такой подход к учебному процессу позволяет студентам не только проанализировать информацию по «своей» специальности, но и провести интеграцию этой информации с данными других дисциплин. Несомненным преимуществом междисциплинарных занятий является бесценный опыт коллективных обсуждений и взаимодействия студентов друг с другом для достижения общей цели.