Культурология


Читает курс - проф. Л.А.Левина

доц. О.В. Пумпянская

Цель дисциплины - приобщение студентов к общечеловеческим культурным, художественным и нравственным ценностям, расширение их кругозора, развитие эрудиции в соответствии с задачами университетского образования. Курс предполагает ознакомление студентов с фундаментальными культурологическими понятиями, такими как «культура», «цивилизация», «контркультура», «массовая культура». Представляя в единстве теорию и историю культуры, культурология изучает закономерности развития и функционирования культуры, исследует структуру культуры, взаимодействие человека и культуры.


Содержание курса:


1. Структура и состав современного культурологического знания.

Методы культурологических исследований. Типология культур. Концепция мира и человека в различных культурах.

2. Архитектура – единство искусства и инженерной мысли.

Храм как модель мира. Материал и природные условия как факторы развития архитектуры (строительства) в древних языческих культурах. Проблема сохранения культурного наследия древнейших цивилизаций в современном мире.

3. Представления о структуре мироздания и изобразительное искусство.

Языческое искусство. Искусство Египта. Античное искусство. Раннехристианское и византийское изобразительное искусство. Иконопись как вид изобразительного искусства. Икона и картина.

4. Символизм средневекового искусства Западной Европы.

Готика. Человек как элемент целостной картины мироздания. «Особый путь» итальянской культуры. Расцвет и кризис гуманизма в XIV-XV вв.

5. Культура Древней Руси.

Художественная культура средневековья. Проблема исторической преемственности. Символика древнерусского искусства. Синтез искусств в православном храме. Древнерусская иконопись. Иконописные школы Древней Руси. Русский иконостас. Икона в современном мире.

6. Культура московской Руси. XIV-XV вв.

«Москва – третий Рим». Московский Кремль. Параллельные тенденции в развитии западноевропейской средневековой архитектуры и древнерусского зодчества. XVI-XVII вв.: шатровая архитектура и «московское узорочье». Шатровая архитектура.

7. Стили в искусстве XVII-XIX веков.

Секуляризация культуры и искусства. Дробление стилей в культуре Нового времени. Барокко. Иррациональность и дисгармония мировосприятия. Архитектура. Округлые контуры, обилие декора, преобладание деталей над целым. Живопись. Развитие пейзажа и натюрморта. Жанровая живопись. Литература и театр. «Вечные» образы. Рождение классической музыки. Инструментальная и культовая музыка барокко. Музыкально-театральные жанры.
8. Классицизм. Переосмысление гуманистических ценностей. Нормативная эстетика. Симметрия, гармония, соразмерность. Живопись и архитектура. Литература и театр классицизма. Идеология абсолютизма. Просвещение. Музыкальный классицизм: Венская школа классической музыки. Разработка главных жанров академической музыки.

9. ХIХ век: «Золотой век» русской культуры.

Основные направления и тенденции в искусстве XIX-XX веков. Романтизм. Особенности романтического мировосприятия: новая концепция природы, историчность художественного мышления, обращение к фольклору. Русская романтическая живопись. Романтические тенденции в архитектуре XIX в. Ампир. Особенности московского ампира. Музыкальный романтизм. Национальный колорит в музыке романтизма. Сложение европейских национальных композиторских школ.

10. Реализм.

Движение передвижников. Влияние литературы на живопись. Исторический жанр. Пейзаж. Историзм и эклектизм XIX века. Русский национальный стиль. Русско-византийские постройки. Новые общественные сооружения – дома доходного типа, банки, вокзалы, промышленные здания. Московский модерн. Всемирно-историческое значение русской культуры XIX века.

11. Стили и направления в культуре ХХ века.

Авангард и модернизм в европейской культуре. Основные принципы кубизма. Теория и практика футуризма. Футуризм в литературе. Абстрактивизм. Сюрреализм. Модернизм. Особенности авангарда в России. Русский авангард в живописи. Кубофутуризм. Супрематизм. Конструктивизм в архитектуре и дизайне. Московский конструктивизм. Школа ВХУТЕМАС. Рождение рекламы.

12. Московская художественная культура советского и постсоветского периода.

Реконструкция Москвы 1930-х и Новый генеральный план Москвы 1951 г. Архитектурные символы эпохи. Зодчество Москвы как воплощение утопии. Архитектурные ансамбли тоталитарного режима. Художественная культура в условиях «оттепели» 1960-х гг. Начало космической эры и новая концепция жилища.. Московский концептуализм и андеграунд. Советский соц-арт и его соотношение с поп-артом.

13. Основные тенденции современной культуры.

Постмодернизм – доминанта современной культуры. Современное искусство. Инсталляции, хэппенинг, перформанс. Элитарное и массовое искусство. Массовая музыка ХХ века. Поп-музыка, джаз, рок-культура. Искусство и новые информационные технологии. Кинематограф. Искусство в Интернете.

14. Тенденции культурной универсализации в современном мире.

Динамика культуры. Место и роль России в современном культурном процессе. Проблема сохранения культурного наследия. Современная культура Москвы. Постмодернизм в архитектуре. Хай-тек. Деконструктивизм в Москве. Нелинейная архитектура – соавторство архитектора и компьютера.


Лучший диджитал маркетолог